Первые в Киеве такси ездили по Подолу

foto0303Последним годом царствования конных извозчиков в Киеве стал 1912-й. А уже в следующем – на дорогах появились первые автомобили-такси, которые уже тогда были с «шашечками».

Покататься на новинке того времени, электрическом трамвае, только-только соединившем дачный поселок Пущу-Водицу с Киевом, можно было за 21 копейку в один конец и за 38 – в оба. Доезжал этот электротранспорт до места за 40-50 минут. Как видим, и тогда индивидуальный извоз обходился дороже общественного, пусть даже новейшего вида транспорта – своего рода Hyundai того времени. Однако соотношение стоимости проезда на трамвае и тарифа самого паршивого экипажа было кратно 2, а максимальная разница между ними достигала 6, когда нанимали элитного извозчика.

Если исходить из тех расценок, то нынче либо такси до Пущи должно обходиться от 3 до 9 гривен (учитывая стоимость талона на трамвай, до сих пор бегающего через лес), либо проезд на этом электротранспорте должен стоить от 10 до 30 (беря во внимание, что сегодня из центра в Пущу поездка обойдется примерно гривен в 60). Кстати, курорту Пуща-Водица в 1912-м было всего 12 лет.

Для сравнения: оздоровиться в лечебнице на Бибиковском бульваре (бульвар Шевченко) можно было за 3-7 рублей в день, а получить консультацию врача – за 50 копеек. Средняя зарплата составляла порядка 37 рублей (скажем, столько получали портные или столяры). То есть на часовое катание с ветерком в двухконном экипаже следовало проработать целый день. На рубль тогда можно было приобрести брюки, рубашку или килограмм осетрины.

Если же считать в водке, то тогдашние цены вполне адекватны сегодняшним: пол-литра 100 лет назад стоила 30 копеек, стало быть, цена самой роскошной поездки – 4 бутылки, а средненькой – две. Сегодня 0,5 л спиртного обойдется в среднем в 30 грн, минимальный тариф такси – примерно столько же, средний вояж стоит около 60 грн, а на дальнее расстояние превысит 100 грн.

Лимузин катал царя и Ленина

Первый автомобиль поехал по Киеву в конце ХIХ века. И журналисты это четко зафиксировали. Газета «Киевлянин» в 1897 году в заметке «Самодвижущийся экипаж» писала о чуде: «Большую сенсацию произвело на Подоле появление изящного экипажа, бойко катившего по улицам без лошадей. Он приводился в движение скрытым в нем керосиновым двигателем. В этом оригинальном экипаже катались три пассажира. Это первый в Киеве самодвижущийся экипаж». Кстати, впервые в Украине «железная лошадка» появилась в Одессе.

Автомобили-такси загудели клаксонами в Киеве в 1913-м. Как писал Игорь Северянин: «Ножки пледом закутайте дорогим, ягуаровым. И, садясь комфортабельно в ландолете бензиновом, Жизнь доверьте вы мальчику в макинтоше резиновом».

Киевский автопарк был представлен достижениями американского автопрома – Ford, Dodge и Case, а затем и европейского – Reno, Mercedes, и Lorraine-Dietrisch (еще Остап Бендер называл его «Антилопа Гну»). Кстати, самым роскошным автомобилистом тех лет, прокатившемся по нашим улицам, стал император Николай II. Он в 1915-м ездил по Киеву на лимузине французской марки Delaunay-Belleville с пометкой SMT, что означало «Его Величество Царь, очень приятно…» Вернее – не сам катался, а его возил личный «извозчик». Вскоре этот автокрасавец достался гаражу Ленина и, похоже, именно его обстреляли в 1918 году в Петрограде, когда Ильич с сестрой ехал толкать речь перед солдатами. Вождя революции спас тогда умелый водитель Тарас Гороховик, уйдя от преследователей.

«Шашечки» приехали из Чикаго

Ездить в Киеве таксистам разрешалось не более 10 км в час, причем находилась масса недовольных граждан, жаловавшихся на лихачей, от которых шарахаются бедные лошадки. Правила дорожного движения были весьма лаконичны: уступать дорогу крестным ходам, похоронам, пожарным обозам, проходящим частям войск и арестантским партиям, не устраивать Street racing (уличные гонки) – правда, такого выражения еще не было, так что просто запрещали ездить наперегонки. Приближаясь к перекресткам и всем крутыми поворотам, следовало подавать сигнал. Правила гласили: «присвоенный автомобилю нумер запрещается переносить на другой автомобиль, хотя бы того же владельца».

Первые такси Киева уже были с традиционными «шашечками» на бортах. Откуда они взялись? Есть логичное объяснение. К нам в 1913-м подрабатывать извозом прибыли американские автомобили. Принято считать, что такси получили эти «тату» именно у них. По самой распространенной версии, такое обозначение появилось в США благодаря таксофирме Checker Taxi of Chicago, что в переводе означало «Шашечное такси Чикаго». Это была адаптированная расцветка клетчатого черно-белого флага, которым машут до сих пор на финише гонок. Видимо, компании хотелось подчеркнуть, что их «гражданские лошадки» так же быстро бегают, как и спортивные болиды. По одной из версий, такие «клеточные» флаги стали использовать еще в начале ХХ века на гонках в Америке: состязания там часто устраивали на ипподромах, и в облаках пылищи лучше всего был виден именно такой пестрый флажок.

Развитию промысла киевских автоизвозчиков помешала Первая мировая война. Таксисты вернулись на дороги Киева только в 1930-е, когда столицу Украины из Харькова перенесли к нам. Первый киевский автопарк при СССР состоял из 4 автомобилей «АМО» и 8 водителей.

 

Популярные статьи:

Ответы и обратная связь в настоящее время закрыты.

Комментарии закрыты